ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА.
В МОСКВЕ ОБЪЯВИЛИСЬ СРАЗУ ЧЕТЫРЕ ТЕВЬЕ-МОЛОЧНИКА.
И нициатива проведения в России единственного в мире и ныне международного фестиваля, пропагандирующего достижения еврейской культуры, принадлежит генеральному директору нашего центра народному артисту России композитору Михаилу Глузу, — рассказывает заместитель генерального директора, артистический директор Культурного центра им. Соломона Михоэлса Ирина Горюнова. — Фестиваль стартовал в конце 1997 года. Выдающиеся мастера нашей многонациональной культуры Галина Уланова, Юрий Никулин, Владимир Васильев, Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Элина Быстрицкая, Геннадий Хазанов и другие не только поддержали тогда саму идею проведения этого яркого праздника разных видов искусств, но и добились присвоения ему имени Михоэлса, которое многие десятилетия было под запретом. Особенно мы гордимся тем, что фестиваль с самого начала взял под свой патронат президент России, что сохраняется и сегодня. По словам Ирины Горюновой, это важно как для самого фестиваля, так и для нашей страны. — Да, наш фестиваль интернационален и по составу участников, и по духу, — подчеркивает она. — Мы, его организаторы, которым оказывает финансовую поддержку не правительство России, но наш генеральный спонсор — Международная группа компаний «ИТЕРА», всей своей работой доказываем, что культура человечества неделима. Ее невозможно, обособив, разделить на отдельные национальные части. Очень рады, что среди почетных гостей фестиваля дочери Соломона Михоэлса. Программа нынешнего фестиваля как никогда разнообразна. Среди его зарубежных участников — известные балетные коллективы Keshet Chaim (США), в одной из лучших хореографических композиций которого — «Дух Израиля» — гармонично переплетаются разнонациональные мотивы — русская и еврейская пляски; Kibbutz Contemporary Dance Company (Израиль), дирижеры Миша Кац (Франция) и Роберт Каннети (Израиль), музыканты Дора Шварцберг, скрипка (Австрия), Джулия Зильберквит, фортепиано (США), вокалисты Светлана Портнянская, сопрано (США), и Эва Бен-Цви, сопрано (Израиль), и другие.
Впервые проводится Неделя еврейского кино. Среди художественных и документальных лент, созданных в разные годы в СССР и Израиле, — есть одна, поистине уникальная. Советский фильм «Еврейское счастье» — образец блистательного мастерства Соломона Михоэлса-актера. А открыла Неделю на подмостках бывшего ГОСЕТа — ныне Московского драматического театра на Малой Бронной — документальная лента с эмоциональным зарядом высокого напряжения «Соломон Михоэлс. Возвращение» (Россия). Следующий фильм этой серии «Сентиментальный гротеск, или Художники еврейского театра» (Россия) рассказывает о трагической судьбе театра ГОСЕТ и его выдающихся художниках.
В рамках фестиваля уже второй раз проходят «Михоэлсовские чтения» и под председательством народного артиста России Оскара Фельцмана единственный в мире Конкурс исполнителей народной еврейской музыки, в котором принимают участие ансамбли и вокалисты из России, Белоруссии, Украины, Узбекистана и Израиля. Разнообразный выбор спектаклей предлагает театральная афиша.Со своими премьерами знакомят в Театре на Малой Бронной Театр антрепризы (Минск) — «Полеты с ангелом» и Камерный Драматический театр (Кострома) — «Шалом, Солдат!» Сегодня, 28 сентября, фестиваль закроется гала-концертом «Молитва» в ГЦКЗ «Россия». В нем примут участие замечательные мастера эстрады, театра и кино — народная артистка России Лариса Долина, народные артисты СССР Вахтанг Кикабидзе и Владимир Андреев, а также известные творческие коллективы разных стран — «Биг-бэнд» под управлением саксофониста Игоря Бутмана (США), шоу-театр «Тум-Балалайка», ансамбль танца «Ритмы Планеты» под руководством народного артиста России Бориса Санкина, который поставил специально к фестивалю хореографическую сюиту «Еврейское местечко» на музыку Михаила Глуза. Творчество генерального директора фестиваля будет представлено и сольным альбомом, презентация которого состоится во время гала-концерта. За выдающиеся достижения, вклад в мировую культуру участникам фестиваля будут вручены скульптуры Соломона Михоэлса.
Николай ГОЛОВКИН, Елена ПАВЛОВА
"…Спектакль "Aide Memoire", поставленный в 1994 году, посвящен теме Холокоста. Хореограф Рами Беир избегает какой-либо идеологии и пропаганды, но старается создать эмоциональный настрой, схожий с цитируемыми по ходу балета словами из Экклезиаста: всему свое время. Самое интересное в этом балете - световая партитура и "вертикальные" танцы: артисты работают не только на полу, но и на поверхности стен - задников…"
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА 23.09.2000
"…The tone of "World Premieres" was lightened by the performance of "Family Joys", a lively dance routine set at a Jewish wedding. But the evening's most dramatic moment came when Bolshoi prima ballerina Nina Ananiashvili appeared alone on the darkened stage for "The Dying Swan" with Mikhoels' portrait illuminated behind her…"
THE MOSCOW TIMES 14.01.1998
"…Во втором отделении концерта зрителей ждало еще несколько премьер. Две из них - мировые. Это специально поставленный народным артистом СССР Борисом Эйфманом к 50-летию со дня смерти С. Михоэлса "Каддиш". Уже известный по недавним московским гастролям солист Санкт-Петербургского государственного театра балета Игорь Марков вызвал овации зрителей своим драматическим танцем…"
РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ 10.1.1998
"…Соломон Михоэлс начинал репетиции по свистку. Свисток оказался счастливее хозяина, он сохранился и через полвека после того, как Михоэлс был убит. Поэтому же свистку в Большом театре начался Первый московский международный фестиваль искусств, посвящённый 50-летию Соломона Михоэлса. Балетная часть концерта произвела более сильное впечатление. Борис Эйфман, чья популярность у московской публики стремительно возрастает, специально для "Мировых премьер" поставил хореографическую сюиту "Каддиш". Это был ни на что не похожий танец, полный раздирающей грусти, высокой мечты. Другим хореографическим откровением стала совсем не премьерная еврейская сюита "Семейные радости" моисеевского ансамбля - за двадцать минут, которые пролетели, как одно мгновение, танцоры словно пересказали "Тевье - молочника", только сделали эту историю счастливой, не пожертвовав при этом ни её глубиной, ни её юмором…"
ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА 10.01.1998
"…На афишах, посвященных этому событию, сообщается, что фестиваль проводится под патронатом президента РФ Б.Н. Ельцина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова. В программе - концерты, спектакли, презентация книги, выставка - все как полагается в подобных случаях.
Но по мере того, как развивались события, сами по себе стали отпадать и сомнения. Уже на открытии в Большом театре, когда на сцену выходили исполнители с мировыми именами, когда звучала гениальная музыка Шостаковича и рядом - фольклорные мелодии, а над всем этим словно из космоса на нас со сцены глядели удивительные глаза самого Соломона Михайловича - мудрые, гневные, вопрошающие, торжествующие, смеющиеся, - стало очевидным, что полвека назад погиб не он, Михоэлс, но канули в Лету его убийцы. А сам он - навсегда остался с нами.
Международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса нужен вовсе не мертвым, но живым. Он есть еще одна наша возможность к воскрешению через покаяние, без которого ни верующие, ни атеисты не обретут подлинного покоя, не смогут зажить в мире и согласии. А без них к чему все эти реформы и усовершенствования, если людям, то есть нам с вами, - в конце концов не станет легче дышать?…"
МОСКОВСКАЯ ПРАВДА 10.01.1998
"…В Москве проходит I Международный Фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса, приуроченный к 50-летию со дня трагической гибели выдающегося артиста, режиссера и общественного деятеля. В приветствии участникам и гостям форума Президент России Борис Ельцин выразил надежду, что фестиваль станет традиционным.
Искусство вечно, оно заполняет собой культурное пространство, которое объединяет людей. Так было и в Большом театре России, где в день открытия фестиваля собрались многочисленные участники и зрители. На концерт "Мировые премьеры" съехались звезды отечественной культуры.
Фестиваль взял старт под звуки подлинного колокольчика С. Михоэлса, которым он созывал артистов на сцену…"
РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ 10.01.1998
"…За последние пятьдесят лет культурного события, равного прошедшей неделе Фестиваля, на нашей памяти, бесспорно не было. Я сказал о культурном событии, хотя на самом деле, мы были свидетелями значительного политического акта - послания президента России, премьер-министра, мэра российской столицы, по существу, были своего рода покаянием России за годы государственного антисемитизма, ибо драматическая судьба Соломона Михоэлса тесна переплетена с судьбой всех евреев. Но не только это - Неделя Соломона Михоэлса явилась наглядной демонстрацией подлинной дружбы народов нашей страны: русские, украинцы, грузины, белорусы, армяне, евреи выступали на одной сцене. Самые выдающиеся актеры страны считали своим долгом принять участие в этом событии. И для нас - это свидетельство того, что подлинной русской интеллигенции всегда был отвратителен антисемитизм…"
ЕВРЕЙСКАЯ ГАЗЕТА Январь 1998
"…Виновнику фестиваля посвящена обширная кинопрограмма. Помимо знаменитого "Еврейского счастья" с блистательной игрой Михоэлса, покажут документальные ленты, посвященные его жизни и творчеству: "Соломон Михоэлс. Возвращение" и "Сентиментальный гротеск, или Художники еврейского театра", рассказывающий историю семи знаменитых панно Марка Шагала для ГОСЕТа…"
КОММЕРСАНТЪ 20.09.2000
"…Для программы кинонедели посольство Израиля представило лучшие фильмы, созданные в этой стране в последние годы и отражающие разные аспекты истории и нынешней жизни еврейского народа В их числе фильм "Дети евреев" режиссера Вики Ширан, снятый на архивном материале и посвященный трагической теме холокоста. Москвичи смогут увидеть его впервые…"
ИТАР-ТАСС 21.09.2000
Российские кинематографисты рассказывали о созданном Михоэлсом легендарном театре ГОСЕТ и жизни в еврейских местечках, израильские - о трагедии еврейского народа в 30-40-е годы нашего века. Россияне - о людях, живших в духовном гетто и переживших духовный холокост. Израильтяне - о тех, кто жил в гетто физическом и пережил холокост настоящий. Россияне - об уничтожении духа, израильтяне - об уничтожении жизни.
ВРЕМЯ-MN 30.09.2000
"…Завершается Неделя еврейского кино, которая проходила в Москве в рамках III международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса. В кинотеатре "Художественный" показан фильм "Лето Авии". Главный герой картины - 10-летняя девочка Авия, родители которой стали жертвами холокоста - отец погиб, а мать оказалась неизлечимо больна.
Фильмы, которые были показаны в рамках Недели еврейского кино, рассказали не только о судьбе еврейского народа, но и продемонстрировали уровень израильских режиссеров и актеров…"
РИА "НОВОСТИ" 27.09.2000
"…На днях в Российской государственной библиотеке по искусству проходила научная конференция "Вторые Михоэлсовские чтения", посвященная судьбе еврейского театра в России. "Это только для антисемитов евреев всегда слишком много. А для развития национальной культуры их всегда мало", - заметил один из докладчиков. Говорили об эстетике театра, репертуаре, творчестве актеров и художников, поминая знаменитые имена. Оказывается, Шагал относился к театру светло и по-доброму, с Тышлером Михоэлса связывала детская дружба-игра, а с Фальком были очень взрослые отношения. Судьба театра Михоэлса трагична, так же как и его собственная судьба. Об этом тоже много говорилось на конференции. Еврейский театр во время Второй мировой войны, по словам участницы конференции из Израиля, "театр последнего крика", причем крика не о страдании, а о надежде…"
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА 28.09.2000
"…Значимым событием форума явилось новое сочинение Е. Евтушенко "Шекспир о Михоэлсе". Как всегда яркая гражданская позиция поэта в сочетании с необыкновенными образными метафорами явила слушателям новое оригинальное и талантливое произведение…"
РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ 10.1.1998
"…"I agree with Solzhenitsyn: We have not repented sufficiently", said poet Yevgeny Yevtushenko, who will perform some of his work during the festival/ "This is repentance for many murdered writers and for my two grandfathers, who were just discarded…"
THE MOSCOW TIMES 31.12.1997
"…Вышедшая к Фестивалю книга о Соломоне Михоэлсе - это не только еще одна попытка отдать дань памяти великому артисту, но и помянуть миллионы советских людей, погибших по воле тоталитарного государства…"
НАРОДНАЯ ГАЗЕТА 15.01.1998
"…На концерте "Мировые премьеры" в Большом театре Евгений Александрович читал свой "Бабий Яр". Во втором отделении Евгений Александрович снова читал… Каждый выход Евтушенко на сцену был значителен, масштабен, казалось, нарушилась пространственная пропорция, ибо поэт занимал на подмостках столько же места, сколько многофигурные хор и оркестр, вместе взятые…"
ЕВРЕЙСКАЯ ГАЗЕТА № 2 1998
"…Фестиваль Михоэлса отметился среди прочего ярким шоу "Еврейские мотивы в мире музыки" в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первое отделение -джаз-оркестр Игоря Бутмана, второе - звезда Светлана-Портнянская. Биг-бенд Бутмана, совсем недавно выступавший на сцене нью-йоркского "Линкольн-центра" и удостоившийся комплиментов со стороны такого джазмена, как президент Билл Клинтон, на этот раз показал свою специальную "еврейскую" программу, написанную музыкальным директором и аранжировщиком оркестра Виталием Долговым. Полагаю, что ни Бутман, ни Долгов не являются глубокими знатоками старинного еврейского фольклора, так что в концерте они использовали материал, который "на слуху" - типа напевов фрейлехса, популярной "Хавы Нагилы", либо американских "стандартов" с интонациями идишистских мелодий. Хотя сделаны все эти обработки, признаться, мастерски…"
ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА 26.09.2000
"…Мы уже привыкли к тому, что михоэлсовский фестиваль всякий раз собирает цвет еврейского и мирового искусства. И просто замечательно, что столица России предоставляет для этого свои лучшие залы.
Своеобразным открытием фестиваля стал впервые приехавший в Россию ансамбль из Израиля "Соломон", познакомивший москвичей с еврейской музыкой барокко XIV-XVIII веков…"
ИЗВЕСТИЯ 27.09.00
"…Тема трагизма и общественной значимости судьбы Михоэлса стала сквозной темой вечера. Ведь это ей посвящена Тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича, исполненная в первом отделении оркестром Большого театра под управлением Юрия Башмета, - музыка мужественная, грозная, саркастичная, сокровенно-исповедальная, включившая в себя стихи Евгения Евтушенко о людском варварстве и благородстве, о подвиге тех, кто осмеливался противопоставить независимость духа косной машине подавления свободы…"
ТРУД 10.01.1998
"…Имя израильского скрипача Роберта Канетти, выступающего и в качестве дирижера, широко известное в мире, на московских афишах появилось впервые, в программе Третьего фестиваля им. Соломона Михоэлса. Меломаны поспешили в Концертный зал им. Чайковского на встречу с маэстро. Воспитанникам Александра Рудина - Камерному оркестру "MUSICA VIVA", оригинальное руководство пришлось по вкусу. И если Моцарт (Серенада для струнных и ударных) прозвучал легкой разминкой, то впервые исполнявшаяся в России "Молитва" Цви Авни - страстная, горькая, интонационно-национальная - взволновала зал.
Несомненной интригой вечера явилось выступление маститого маэстро с девятнадцатилетней студенткой Московской консерватории, скрипачкой Екатериной Габели, в Концерте для двух скрипок с оркестром Баха. Вершиной концерта стало остро и тонко прочувствованное исполнение трагической Камерной симфонии "Памяти жертв фашизма" Шостаковича…"
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА 27.09.2000
"… The festival's 17 events began with a star-studded concert at the Bolshoi Theatre on Jan. 5 and included evenings on which some of Mikhoels's former students (who flew in from Israel) sang fragments of songs once performed at the theatre Mikhoels founded, the State Jewish Theatre. Stalin ordered it closed in November 1948, and it is now known as the Maly Bronnoi Theatre.
All week long there film clips, readings, discussion sessions about Mikhoels and his work, and myriad concerts and dance performance…
…"The theme is Mikhoels, everything is dedicated to him", Mr. Gluz explained. "But the festival is also about Jewish Culture. When we started, even Jews said to me, keep it small, keep it quiet and modest. I said, no, it's got to be on the highest level".
The sheer size of the festival, the number of famous stars and big-ticket performances, seemed to appeal to many participants. "For those of us who lived through Soviet times, this kind of gala is unimaginable," said Eduard Topol, a writer…"
THE NEW YORK TIMES 14.01.1998
"…Le premier festival international, de thйвtre а la mйmoire du metteur en scиne Solomon Mikhoels, fondateur du thйвtre juif en Russie et assassinи par le KGB i1 y a cinquante ans, se dйroule cette semaine а Moscou а guichets fermйs, ont annancй vendredi ses organisateurs.
Le festival s'est ouvert lundi sur la plus cйlиbre scиne russef au thйвtre Bolchoп, rempli jusqu'au poulailler et dйcorй par d'immenses reproductions de toiles de Marc Chagall. La 13йme symphonie de Dmitri Chostakovitch accompagnйe des paroles du poиte Evgueni Evtouchenko, premier artiste officiel soviйtique i s'elever contre l'antisemitisme en URSS, a ouvert la manifestation.
Plus d'un millier d'artistes devaient se produire dans seize spectacles donnйs sur la scиne de 1'ancien thйвtre Mikhoels, rue Malaya Bronnaпa au centre de Moscou.
Le plus important groupe folklorique israйlien et quelques comйdiens amйricains d'origine juive russe participeront а la manifestation.
"Tous les spectacles se jouent а guichets fermйs", s'est fйlicitй le directeur general de la manifestation, le compositeur Mikhaпl Glouz…"
AFP MOSCOU, 9 Jan
"…Сегодня, накануне 50-летия со дня гибели Соломона Михоэлса, ведущие деятели культуры страны выступили с идеей проведения международного фестиваля памяти Соломона Михоэлса. Инициатором проекта стал культурный центр им. Михоэлса в лице народного артиста России, композитора Михаила Глуза при поддержке Министерства культуры России…"
РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ 9.08.1997
"…Хочу подчеркнуть, что только сегодня, в новой демократической России при государственной поддержке многонациональной российской культуры стало возможным осуществить этот фестиваль…" (из интервью н.а. России М. Глуза)
МОСКОВСКАЯ ПРАВДА 20.12.1997
"…Organizers hope that such energy and creativity can be summoned annually for a festival dedicated to Mikhoels, whom Yevtushenko remembers as "a small man who in tragic moments, grew into an enormous figure"…"
THE MOSCOW TIMES 31.12.1997
"…Приветствия Лужкова, Билла Клинтона, Жака Ширака, премьер-министра Израиля Эхуда Барака, многих других глав правительств поступили в адрес фестиваля загодя. Вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко вслед за Путиным приобщилась к культуре Израиля. Но только не в синагоге, а на гала-концерте "Еврейские мотивы в мировой культуре" в Большом театре…"
ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА 21.09.2000
"…В третий раз Московский международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса собрал в эти дни лучшие драматические и музыкальные коллективы, выдающихся исполнителей, грандиозные гала-представления откроют и закроют фестиваль - "Еврейские мотивы в мировой культуре" и "Молитва" (режиссер-постановщик И. Горюнова)…"
ВЕК 22.09.2000
"…Приветствия Лужкова, Билла Клинтона, Жака Ширака, премьер-министра Израиля Эхуда Барака, многих других глав правительств поступили в адрес фестиваля загодя. Вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко вслед за Путиным приобщилась к культуре Израиля. Но только не в синагоге, а на гала-концерте "Еврейские мотивы в мировой культуре" в Большом театре…"
ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА 21.09.2000
"…Яркие цвета декоративных панно и строгие черно-белые тона задника, картины народного веселья и печальные глаза мудреца, смотрящие из глубины сцены в зал… Уже сам этот визуальный контраст говорил об идее вечера, которым открылся Первый международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса. Большой художник (а к их числу принадлежал Михоэлс) дарил людям радость, но как же трагична оказалась его собственная судьба!.."
ТРУД 10.01.1998
"…Михоэлсовские фестивали необходимы - они знаменуют собой дань памяти растоптанной культуре, воздаваемой мастерами искусств России и мира. И не только людьми искусства, но и политиками высокого ранга…"
ВРЕМЯ-MN 19.09.2000
"…Даже самый горячий почитатель Соломона Михоэлса не в силах охватить все многообразие программы проходящего сейчас в Москве фестиваля, посвященного великому актеру…"
МОСКОВСКАЯ ПРАВДА 23.09.2000
"… Грандиозным спектаклем-концертом "Свечи на снегу" (режиссер И. Горюнова) завершился в ГЦКЗ "Россия" I Московский Международный Фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса - великого артиста, еврея по крови, интернационалиста по духу, художника с мировой славой, чье имя золотыми буквами вписано в историю многонационального российского театра.
Нет, не плачем по трагически погибшему, а благодарностью за то, что он был, жил, творил среди нас и оставил живым свое неповторимое творческое наследие, был пронизан заключительный вечер…"
МОСКОВСКАЯ ПРАВДА 17 ЯНВАРЯ № 9 (1615)