Пресса 2009 - 2010 г. - mikhoelscenter.ru

Перейти к контенту

Главное меню:

Пресса 2009 - 2010 г.

 
 
 
 
17/11/2009
МОСКВА, 17 ноя – ИТАР-ТАСС.

Девятый международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса в течение двух недель будет проходить в Москве
Девятый Международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса в течение двух недель будет проходить в Москве. Он посвящен 90-летию открытия и 60-летию уничтожения Государственного еврейского театра. Об этом сегодня сообщила ИТАР-ТАСС художественный руководитель фестиваля заслуженный деятель искусств РФ Ирина Горюнова.
Она напомнила, что народный артист СССР Соломон Михоэлс был одним из основателей этого театра и поставил на его сцене и сыграл здесь главные роли в спектаклях по произведениям классиков и современных авторов. Искусство мастера высоко ценили Немирович-Данченко и Качалов, Мейерхольд и Таиров, Москвин и Эренбург, Шагал и Эйнштейн. В годы Второй мировой войны он призывал прогрессивную общественность оказать помощь и поддержку советскому народу в его беспримерной битве с фашизмом. Однако Михоэлс оказался неугодным тоталитарному режиму - мастер был уничтожен по личному распоряжению Сталина в ночь с 12 на 13 января 1948 года. А спустя короткое время - 1 декабря 1949 года был официально закрыт театр, которому знаменитый артист и режиссер отдал лучшие годы жизни.
По словам Ирины Горюновой, "для нас, деятелей культуры, посвятивших свою жизнь сохранению бесценного наследия Михоэлса, путеводными стали слова другого великого артиста - знаменитого певца Большого театра Ивана Козловского. Он был другом Михоэлса и отмечал, что "жизнь Соломона Михайловича в искусстве является примером для грядущих поколений. Духовное его значение и величие живут".
Фестиваль откроется 23 ноября в помещении Драматического театра на Малой Бронной, где до своего закрытия существовал Еврейский театр. Здесь будет показан спектакль "Поздняя любовь" с участием Клары Новиковой, Леонида Каневского, Даниила Спиваковского в постановке режиссера из Израиля Евгения Арье. Программа фестиваля включает премьеру Большого театра кукол /Санкт-Петербург/ "Тойбеле и ее демон", музыкальные вечера, международную научную конференцию, посвященную Михоэлсу. В ней примут участие театральные деятели России, Белоруссии, Латвии, Молдовы, Польши, Финляндии, Израиля и других стран.

Корр. ИТАР-ТАСС Игорь Векслер

 
 
 
 
 
14:00 19/11/2009
МОСКВА, 19 ноя - РИА Новости.

Фестиваль им. С.Михоэлса посвятят Государственному еврейскому театру
Девятый Московский международный фестиваль искусств имени С. Михоэлса, который пройдет в столице с 23 ноября по 8 декабря, будет посвящен 90-летию со дня открытия и 60-летию со дня уничтожения Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), сообщили РИА Новости в пресс-службе фестиваля.
ГОСЕТ возник из еврейской театральной студии в 20-м году прошлого века и получил статус Московского государственного еврейского камерного театра. В 1929 году его возглавил известный режиссер и актер Соломон Михоэлс. Его режиссерские и актерские работы в этом театре стали событием не только еврейского театрального искусства, но и мирового театра. Шедевром актерского гения Михоэлса стало исполнение им роли короля Лира в одноименной пьесе Шекспира и спектакль "Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему.
Судьба Михоэлса, как и многих художников, живших в эпоху тоталитарного советского режима, трагична. По личному распоряжению Сталина, он был убит в январе 1948 года, а 1 декабря 1949 года ГОСЕТ был официально закрыт.
Международный фестиваль искусств имени С. Михоэлса является главным проектом Международного культурного центра имени С. Михоэлса, который был создан в Москве в 1989 году и за это время провел более 500-т всероссийских и международных культурных проектов.
В нынешнюю программу фестиваля включены премьерные показы спектаклей, в том числе, работа Санкт-Петербургского большого театра кукол "Тойбеле и ее демон" по мотивам произведения Исаака Башевиса-Зингера.
В музыкальной части программы - всемирно известные исполнители, такие как кантор Йозеф Маловани (США), барабанщик Клаус Кугель (Германия), саксофонисты Пятрас Вишняускас (Литва) и Алексей Козлов (Россия), известный клейзмерский ансамбль "Симха" из Татарстана, отмечающий в эти дни свое 20-летие.
Также в рамках фестиваля искусств в Российской государственной библиотеке пройдет международная научная конференция "Шестые михоэлские чтения", в которой примут участие научные и театральные деятели России, Белоруссии, Латвии, Молдовы, Израиля, Польши, Японии и других государств.

Наталья Курова

 
 
 
 
 
Московский комсомолец
20 ноября 2009

По заветам Cоломона

В Москве открывается IX Международный фестиваль искусств имени Михоэлса

Фестивалей в Москве много, и большинство из них не воспринимается как единое целое — глаз выделяет один-два концерта, остальное — балласт. Но подобного не скажешь о традиционном и “трудном” Фестивале им. Михоэлса — в этом году посвященном 90-летию со дня открытия и 60-летию уничтожения Государственного еврейского театра (ГОСЕТ). События отлиты словно ханукальная менора — и каждое “загорается” строго в свою очередь: от знаменитого кантора Йозефа Маловани до фестивальной премьеры петербургского спектакля “Тойбеле и ее демон”…

Двенадцатый год мощный маховик фестиваля, который простирается от Ижевска до нью-йоркских Линкольн-центра и Карнеги-холла, раскручивают два человека. Это художественный руководитель и главный режиссер форума, заслуженный деятель искусств России Ирина Горюнова и известный композитор, народный артист России Михаил Глуз, основавший в 1989-м Международный культурный центр им. Соломона Михоэлса.

Ирина Горюнова: — Есть три ключевые даты начала XX века, которые стали тремя трагическими нотами окончательного разгрома еврейской культуры в Советском Союзе: это убийство Михоэлса в 1948 году, закрытие ГОСЕТа в 1949-м и расстрел Еврейского антифашистского комитета в 1952-м (последний сталинский расстрел).

Ян Смирницкий: — Собственно, после Михоэлса уже не было такой собирательной для еврейской культуры фигуры?

Михаил Глуз: — Это правда, он олицетворяет взлет и падение еврейской культуры. Михоэлс был обласкан наградами: народный артист СССР, член Комитета по Сталинским премиям. Возглавлял Еврейский антифашистский комитет, который во многом способствовал открытию второго фронта и собрал колоссальную сумму денег в Америке, Англии, Мексике… И несмотря на это Михоэлс был безжалостно, цинично убит, как и многие его выдающиеся коллеги.
И.Г.: — Об этом пишет в своих воспоминаниях Светлана Аллилуева. Она вошла в комнату, когда отец говорил с кем-то по телефону. Ему что-то докладывали, а он слушал. И вдруг сказал: “Автомобильная катастрофа”. “Я отлично помню эту интонацию, — пишет Аллилуева, — это был не вопрос, а утверждение. Он не спрашивал, а предлагал автомобильную катастрофу”. Окончив разговор, он поздоровался с дочерью и произнес: “В автомобильной катастрофе разбился Михоэлс”. То есть ясно, что ему доложили об исполненном убийстве, а он лишь указал на сценарий.
Затем уже последовал расстрел антифашистского комитета. Когда читаешь эти страшные стенограммы допросов, думаешь: до какого состояния надо было довести людей, чтобы они доносили друг на друга, винили во всем Михоэлса?.. Эта страшная мясорубка 1952 года, которая домолола весь цвет еврейской культуры в СССР.

Я.С.: — Стоит напомнить, что в 2004 году расстрелянным членам антифашистского комитета (13 человек) Центром Михоэлса был поставлен памятник на Донском кладбище (автор — скульптор Марк Шуб)… А как закрывали ГОСЕТ?

М.Г.: — Закрытие было поставлено по-сталински иезуитски, мне очевидцы рассказывали. У дверей театра открыто стояли агенты НКВД и фотографировали всех выходящих зрителей. И так несколько месяцев. Зрительские ряды все редели и редели. Закончилось тем, что люди стали просто бояться приходить, и 1 декабря 1949 года ГОСЕТ был официально закрыт “за экономической нецелесообразностью”.
…Потом автоматически были закрыты и республиканские ГОСЕТы — в Белоруссии, Украине.

И.Г.: — В театроведческой науке долгие годы была абсолютная брешь, связанная с именем Михоэлса. Одновременно с началом работы I Московского международного фестиваля искусств им. С.Михоэлса естественным образом начался активный научно-исследовательский процесс изучения и систематизации уникального творческого наследия Соломона Михоэлса и связанного с ним культурного пласта. Центром этого процесса становится Российская государственная библиотека по искусству, выступившая с инициативой проведения первых михоэлсовских чтений.

Я.С.: — Насколько я знаю, ведущие деятели культуры и науки (Никулин, Джигарханян, Гинзбург, Васильев, Моисеев, Ростропович, Башмет, Евтушенко) тогда написали письмо Ельцину с просьбой о поддержке фестиваля. Зачем?

И.Г.: — Было очень важно сделать не только приношение Михоэлсу от деятелей культуры, но и принести политическое покаяние этому Человеку.

Я.С.: — Спектакли в ГОСЕТе игрались на идише. Действительно ли язык не был преградой для тех, кто его не знал?

М.Г.: — Благодаря новаторскому режиссерскому почерку А.Грановского, создателя театра, а затем организаторскому и актерскому таланту С.Михоэлса над спектаклями работали выдающиеся еврейские художники — М.Шагал, А.Бенуа, М.Добужинский, А.Г.Тышлер, Н.Альтман, И.Рабинович, С.Радлов.
Король Лир, сыгранный Михоэлсом, вырвал артиста из рамок советского театра и вознес на международный уровень. Известны слова английского актера и режиссера Гордона Крэга: “Теперь я понимаю, почему на английской сцене нет настоящего Шекспира — потому что там нет такого актера, как Михоэлс”. В театре работал еще один выдающийся актер Вениамин Зускин, сыгравший роль Шута в “Короле Лире”, возглавивший театр после убийства Михоэлса и расстрелянный по делу ЕАК.

И.Г.: — Известные современные актеры разных национальностей, принимавшие участие в моих фестивальных постановках, такие как Наталья Гундарева, Михаил Ульянов, Армен Джигарханян, Богдан Ступка, нередко удивлялись тому, “как в театр, говоривший на языке, который никто не понимал, невозможно было попасть”. А ведь это подтверждают воспоминания Галины Улановой, Юрия Завадского, Ивана Козловского, Сергея Эйзенштейна и многих других выдающихся современников Михоэлса.

Я.С.: — Очень тонкий вопрос: нужен ли сегодня в России (в Москве) особый еврейский театр (“Шалом” Левенбука, естественно, существует) — дело тут не в банальной организации, а в сути явления. По меткому замечанию театральных экспертов, лучшие спектакли на еврейские темы за последние годы были поставлены где угодно, но только не в еврейском театре.

М.Г.: — В подтверждение можно вспомнить знаменитую ленкомовскую “Поминальную молитву” с Евгением Леоновым — Тевье. Это один из лучших спектаклей Марка Захарова, к которому мне посчастливилось написать музыку. Он шел по всему миру. Уже 20 лет роль Тевье в театре Франко в Киеве исполняет гениальный артист Богдан Ступка (на украинском языке). Более 300 спектаклей прошло — попасть невозможно, постоянные аншлаги!
Что же касается театра… Я был в числе создателей Камерного еврейского музыкального театра, который в 70—80-х гг. также был крупным явлением. Но там основным языком была музыка.

Я.С.: — Можно ли назвать деятельность Центра им. С.Михоэлса собирательной? Выставки, спектакли, имена… При поддержке Центра Михоэлса издано много книг. Центр старается держать фестивальный уровень на той планке, которая была изначально взята и соответствует имени Михоэлса.

И.Г.: — Наша деятельность не только собирательная. Может быть, в большей степени создающая. За время своего существования центр организовал и провел более 500 всероссийских и международных культурных программ и проектов. Кроме фестивалей им. Михоэлса, это международные и всероссийские общественно-культурные марафоны. Среди них: антитеррористический — “Да будет мир!”, с участием выдающихся мастеров культуры, который прошел в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Тель-Авиве и Иерусалиме. Среди моих режиссерских работ, сделанных в рамках фестиваля, мне особенно дороги музыкально-театрализованное действо “Последний расстрел”, спектакль-концерт “Свечи на снегу”, закрытие III фестиваля “Молитва”. В этих и других работах, сделанных на сценах Большого театра, ГЦКЗ “Россия”, Михайловского театра Санкт-Петербурга, Карнеги-холла и других крупнейших сценических площадках, я постаралась донести до зрителя весь сохранившийся документальный материал, связанный с Михоэлсом, ГОСЕТом, Еврейским антифашистским комитетом.

Я.С.: — За вашим форумом закреплена марка “Фестиваля премьер”. Чем конкретно будете удивлять на этот раз?

И.Г.: — Каждый фестиваль имеет свои акценты. По понятным причинам нынешний фестиваль не столь масштабен. Однако мы не могли пройти мимо таких важных, с нашей точки зрения, исторических дат, как создание и уничтожение ГОСЕТа. По уже сложившейся традиции программа фестиваля включает премьерные показы спектаклей, в том числе премьеру Санкт-Петербургского Большого театра кукол “Тойбеле и ее демон” по мотивам произведения Исаака Башевиса-Зингера. В музыкальной программе фестиваля — всемирно известные исполнители: кантор Йозеф Маловани (США), Клаус Кугель (Германия), Петрас Вишняускас (Литва), Алексей Козлов (Россия), известный клезмерский ансамбль “Симха” (Татарстан), отмечающий в эти дни свое 20-летие, и др.
В рамках фестиваля Российская государственная библиотека по искусству проводит Международную научную конференцию “VI михоэлсовские чтения”. В ней примут участие научные и театральные деятели России, Белоруссии, Латвии, Молдовы, Израиля, Польши, Финляндии, Японии и других государств. Здесь же будет представлена выставка “Расстрелянная литература. Еврейские писатели в графике Лазаря Рана”.

Я.С.: — Как вы несете такой фестивальный груз, кто вас поддерживает?

М.Г.: — Мы практически не имеем государственного финансирования, и потому для работы фестиваля крайне важна поддержка нашего попечительского совета. Все годы работы фестиваля председателем его попечительского совета является Андрей Хазин, ныне член Совета Федерации. В этом году Центр им. Михоэлса получил благодарность от Дмитрия Медведева и поздравление с 20-летием деятельности от премьер-министра Владимира Путина, от президента Франции Николя Саркози, президента Израиля Шимона Переса и многих других политических и общественных деятелей.

И.Г.: — Нам, безусловно, дорого это внимание. Но путеводными для нас остаются слова другого великого артиста — И.С.Козловского: “Жизнь Михоэлса в искусстве является примером для грядущих поколений… Трагичным он был в искусстве, трагедию всколыхнул и своей смертью. Но духовное его значение и величие живут”.

Ян Смирницкий

 
 
 
 
 

Литературная газета
25 ноября-1 декабря 2009 г. №47-48 (6252)

Михоэлс, ГОСЕТ, память
В рамках IX Московского Международного Фестиваля Искусств им. С. Михоэлса Российская Государственная Библиотека по искусству проводит Международную научную конференцию «VI Михоэлсовские чтения».
Имя великого актера, режиссера и педагога, руководителя Еврейского антифашистского комитета, народного артиста СССР Соломона Михоэлса вновь зазвучало в нашей стране после долгих запретов и забвения в конце 1997 года. Международный культурный центр им. С. Михоэлса объявил о начале подготовки I Московского Международного фестиваля искусств, посвященного 50-летию со дня убийства уникального мастера сцены. Организации форума была горячо поддержана всемирно известными деятелями нашей многонациональной культуры.
Одновременно естественным образом начался активный научно-исследовательский процесс изучения и систематизации уникального творческого наследия Соломона Михоэлса и связанного с ним культурного пласта. Центром этого процесса становится Российская Государственная библиотека по искусству, выступившая с инициативой проведения первых Михоэлсовских чтений. Директор библиотеки А.А. Колганова, говоря о «нулевом цикле» подготовки первой научной конференции, вспоминает: «К тому времени в историографии театра существовала огромная лакуна, связанная с изучением жизни и творчества Михоэлса. Не было ни систематизированной литературы, ни библиографии, связанной с ним и Государственным еврейским театром. Нам хотелось в первую очередь воссоздать мемуарные страницы этого уникального театрального процесса, так как еще были живы некоторые актеры ГОСЕТа. Мы обратились к М.Е. Котляровой, а так же к вдове выдающегося художника А. Тышлера с просьбой поделиться воспоминаниями. Откликнулась на нашу просьбу дочь Михоэлса - Наталья Соломоновна, писатель Матвей Гейзер, руководители Международного культурного центра им. С. Михоэлса Михаил Глуз и Ирина Горюнова. Многие из них в последствии написали и издали книги об этом интереснейшем явлении культуры. Мы рады, что в какой-то степени дали импульс для этой важной работы. Другой нашей задачей стало составление Михоэлсовской библиографии и издание сборника, дающего полноценное, разноракурсное представление о наследии Соломона Михоэлса».
Главный организатор чтений – директор РГБИ А.А. Колганова любит повторять, что Международные Михоэлсовские чтения не театроведческая, а источниковедческая конференция. В этом ее уникальность. «Она для тех, кто изучает архивы, источники, библиографии, информационные ресурсы, то есть тот аспект, которым не занимается чистое искусствознание. В этом и есть наш библиотечный интерес, ведь именно эти материалы сегодня крайне востребованы».
Открывшиеся 24 ноября в РГБИ Шестые Михоэлсовские чтения вновь собрали известных исследователей из России, Беларуси, Украины, Латвии, Молдовы, Польши, Румынии, Израиля, Финляндии, Японии. Одним из ярких событий стала выставка «Расстрелянная литература. Еврейские писатели в графике Лазаря Рана», на которой были представлены портретные литографии известных писателей и поэтов, живших и творивших в разные эпохи. Перед зрителем предстают образы классиков еврейской литературы, раскрывших перед художником красоту родного языка: Шолом-Алейхема, Менделе-Мойхер Сфорима, Шолома Анского, Шауля Черняховского, Ицика-Лейбуша Переца, Исаака Бабеля.
Другой организационный аспект Международных Михоэлсовских чтений – проведение их в рамках Московских международных фестивалей искусств им. С. Михоэлса. Нынешний IX фестиваль посвящен 90-летию создания и 60-летию уничтожения ГОСЕТа. Художественный руководитель, главный режиссер фестиваля, заслуженный деятель искусств России И.Э. Горюнова отмечает, что: «Михоэлсовские чтения и Международные фестивали искусств им. С. Михоэлса шли одним путем: от национальной к межнациональной и многонациональной палитре. Другая грань этой палитры – многожанровость, присущая как фестивальной афише, так и концепции Михоэлсовских чтений. В общем, это не удивительно, ведь многогранность личности Михоэлса, которой так восхищались его современники, и есть тот фундамент, сохраняя который, созидают новые поколения».

Елена Солопова
 
 
 
 
 

Телеканал ТВ Центр
24 ноября 2009, 11:30

В Москве открылся 9-й Международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса
8 фестивальных дней начнутся с пьесы по рассказу нобелевского лауреата Ицхака Башевис-Зингера "Поздняя любовь", заняты в спектакле три актера: Даниил Спиваковский, Леонид Каневский и Клара Новикова
В Москве открылся 9-й Международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса. Ярчайший актер и режиссер 80 лет назад возглавил Государственный еврейский театр.
Леонид Каневский приехал, как актер специального проекта театра "Гешер" - спектакля "Поздняя любовь". Он идет на сцену театра на Малой Бронной, чтобы проверить звук и пройти первую мизансцену. Хотя, наверное, эту сцену и ступени, и низкую притолоку над входом знает наизусть. На Малой Бронной актер проработал почти 25 лет, в этой самой гримерке...

Леонид Каневский, народный артист России, актер театра "Гешер" (Израиль):
- Здесь были совершенно замечательные годы актерской моей работы с гениальным моим учителем - Анатолием Васильевичем Эфросом. Лучше не бывает... Это воспоминание о счастье. Все, что я делаю, я всегда проверяю - а что бы он здесь предложил. Добраться до этого невозможно, потому что он гений, но двигаться туда очень хочется.
А еще - в этих стенах работал сам Соломон Михоэлс. В те времена театр назывался Государственным еврейским театром.

Ирина Горюнова, художественный руководитель Международного культурного Центра им. С. Михоэлса:
- На этой сцене были поставлены такие выдающиеся спектакли, как "Король Лир", "Тевье-молочник", которые вошли в сокровищницу мировой культуры. Здесь работали выдающиеся художники - такие, как Альтман, Тышлер, Шагал, Добужинский...
В пьесе по рассказу нобелевского лауреата Ицхака Башевис-Зингера заняты три актера: Даниил Спиваковский, для которого этот спектакль премьерный, а потому он очень волновался - никаких интервью, Леонид Каневский и Клара Новикова, влюбленная в эту историю и в эту роль. Кстати, это она около двух лет назад прочла пьесу и пришла с ней к Леониду Каневскому.

Клара Новикова, народная артистка России:
- В финале, когда все так неожиданно решается, меня потрясает, когда зрительный зал делает в одном дыхании так - "Ааа!". А потом приходят и говорят: "А зачем так? А почему?" Вот это вот "Аааа" - это так потрясающе...
Это смелость - выйти на сцену, чтобы не смешить, как привык и уже ждет от любимых актеров зритель, а говорить - о серьезном и даже грустном, и в то же время - о том, что даже смерть - не повод потерять надежду...


 
 
 
 
 

Журнал «Лехаим» № 1
01/2010


МИХОЭЛС И ВОКРУГ
Итоги IX Московского международного фестиваля искусств имени С. Михоэлса

Про Соломона Михоэлса все знают, что он великий актер, председатель ЕАК и еврей. Еще – что убит по личному приказу Сталина. В сущности, у большинства на этом знания и заканчиваются. Меньшинство же может добавить, что Михоэлс был столпом и олицетворением (меньшинство, как правило, выражается пафосно) идишской культуры, ныне, увы, умерщвленной. Однако есть совсем уж малочисленная горстка людей, которые утверждают: дело Михоэлса живое, его нужно продолжать, расширять, на худой конец, реанимировать. Благодаря им в Москве уже 10 й год проходят фестивали искусств имени Соломона Михоэлса. Нынешний фестиваль, проходивший с 23 ноября по 8 декабря, был посвящен 90 летию со дня открытия и 60 летию уничтожения ГОСЕТа.

Как и в прошлые годы, организаторы фестиваля пытаются тематически и географически следовать за своим героем. Герой, как известно, родился в местечке (в прошлом – Двинск, Витебская губерния, ныне – Даугавпилс, Латвия), позже исколесил полмира, побывал в Германии и Америке, работал в театрах самых разных направлений – от оперы и балета до драмы (это помимо ГОСЕТа), был председателем Еврейского антифашистского комитета, оставил ряд теоретических работ. Оттого в программу фестиваля логично вписываются все виды еврейской музыки, от литургии до клезмерского ансамбля, опера и джаз, драматические премьеры, документальное кино, научный семинар. И так же логично, что представляют эти программы артисты и ученые из России, Белоруссии, Литвы, Германии, Америки, Польши, Эстонии, Израиля – все равно список не полный.

Открытие фестиваля состоялось в Театре на Малой Бронной, в здании, где с 1919 по 1949 год располагался ГОСЕТ. Показывали «Позднюю любовь» – постановку Евгения Арье, ученика Гончарова, главного режиссера израильского театра «Гешер». Спектакль этот не новый, москвичи его видели на одном из прошлых михоэлсовских фестивалей, однако организаторы, взявшие за правило показывать только премьеры, формально принципа не нарушили, поскольку 23 ноября в «Поздней любви» дебютировал Даниил Спиваковский, сменивший в роли Марка Эммануила Виторгана. Ну а в ролях Гарри и Этель выступили бессменные участники проекта – Леонид Каневский и Клара Новикова. Занятная параллель: и открывшая фестиваль «Поздняя любовь» (в оригинале пьеса называется «В тени виноградника»), и показанная в конце постановка Большого театра кукол «Тойбеле и ее демон» созданы по рассказам классика литературы, нобелевского лауреата Исаака Башевиса Зингера. То, что у зрителей появилась возможность в рамках одного смотра сравнить две абсолютно не похожие по тематике и стилю постановки, созданные по произведениям своеобразнейшего писателя прошлого века, – дополнительная «вишенка на торте», интрига, без которой ни один фестиваль не может считать себя состоявшимся.

Наиболее широко была представлена музыкальная часть: концерт в Консерватории, на котором выступил известный тенор, кантор самой знаменитой нью-йоркской синагоги на 5 й авеню Йозеф Маловани, собрал ценителей еврейской литургической музыки, а выступление казанского ансамбля «Симха» во Дворце на Яузе порадовало любителей клезмера, шансона и режиссера Львовича. По словам последнего, его дед, клезмер, утверждал, что вся советская музыка вышла из «семь сорок». Ведущий вечера в Консерватории Артем Варгафтик от обобщений удержался, хотя мог бы: после выступления Маловани стало очевидно, что еврейскую и итальянскую музыку роднит нечто большее, чем любовь к тенорам и некоторой аффектации в исполнении.

Но, может быть, самым необычным музыкальным экспериментом фестиваля стал вечер джазовой импровизации. На сцене творческого центра «Дом» собрались трое очень известных музыкантов: российская пианистка и композитор Марал Якшиева за роялем, Клаус Кугель из Германии – ударные и перкуссия, литовец Петрас Вишняускас – саксофон. Этот интернациональный джаз-банд взял на себя роль коллективного тапера и заново озвучил знаменитое «Еврейское счастье» – фильм 1925 года, главную роль в котором сыграл Михоэлс. Надо напомнить, что тем, кто хочет увидеть создателей ГОСЕТа «за работой», нужно в обязательном порядке смотреть «Еврейское счастье». Поскольку ставил фильм основатель ГОСЕТа Алекс Грановский, художником-постановщиком выступил много работавший в еврейском театре Натан Альтман, роли играют артисты ГОСЕТа, ну и так далее. Кроме того, стоит отметить, что снята картина по рассказу Шолом-Алейхема, а титры к «Счастью» написал Бабель («Хотите найти радость в жизни, застрахуйтесь на случай смерти» – прелесть какая!). Единственным «пострадавшим» на фестивальном вечере стал, разумеется, автор музыки к фильму Лейб Пульвер. Как сказала арт-директор фестиваля Ирина Горюнова: «Перед композитором Пульвером мы извиняемся, потому что музыку его сегодня не услышим». Да простит меня композитор Пульвер и другие создатели фильма: «Счастье» их невероятно затянулось. И живое, остроумное джазовое сопровождение, пожалуй, единственное, что может заставить современного зрителя досмотреть до конца череду забавных, но однообразных мытарств местечкового еврея столетней давности. Зато если подсократить фильм (как предлагала Горюнова), оставив джазовый аккомпанемент, – точно будет хит. Причем не для фестиваля, а для ТВ – канал «Культура» с руками оторвет.

Традиционно в рамках фестиваля прошли Михоэлсовские чтения, организованные Российской государственной библиотекой по искусству. В этот раз помимо научной конференции «Национальный театр в контексте многонациональной культуры» в библиотеке прошла уникальная выставка «Расстрелянная литература. Еврейские писатели в графике Лазаря Рана». Работы Рана в Москву привезла директор Музея истории и культуры евреев Белоруссии Инна Герасимова. Вот что она рассказала: «После распада Советского Союза интерес к еврейской культуре активно возобновляется. В начале 1998 года в Москве прошел I Международный фестиваль искусств им. С. Михоэлса. Однако язык идиш, погибший вместе с миллионами евреев в огне Холокоста, так и не возродился. Сегодня редко можно встретить человека, читающего на идише, но история культуры сохраняет имена тех, кто создавал еврейскую национальную литературу.

Одним из первых это понял художник Лазарь Ран (1909–1989), живший в Белоруссии и создавший уникальный цикл литографий “Еврейские писатели”. Эта серия вобрала в себя весь спектр имен, лиц и судеб еврейской культуры на языке идиш, представителем которой он был. В цикл “Еврейские писатели” вошли портреты известных писателей и поэтов, живших и творивших в разные эпохи. Все они внесли весомый вклад в развитие еврейской культуры. Портреты (а их более двадцати) размещены на традиционных резных надгробных камнях (“мацевах”). Открывает серию рисунок надгробия, на камне которого изображен лев (сюжет традиционного еврейского народного орнамента, символ храбрости), держащий зажженную свечу над надписью “Еврейские писатели”. Затем перед зрителем предстают образы классиков еврейской литературы, раскрывших красоту родного языка: Шолом-Алейхема, Менделе Мойхер-Сфорима, Семена Ан-ского, Шауля Черняховского, Ицхока-Лейбуша Переца».

8 декабря прошла московская премьера импровизационного проекта «Моно Опера». Сплав фри-джаза и академической музыки (определение исполнителей) прозвучал в исполнении эстонских музыкантов – вокалистки с уникальным диапазоном Анн-Лиис Полл и пианиста-виртуоза Анто Петта. Нетрудно представить, как рисковали организаторы фестиваля им. Михоэлса, поставив на закрытие программу, вроде бы мало соотносящуюся с тематикой форума, к тому же очевидно непростую для восприятия. Риск, однако, обернулся настоящим триумфом: Петт и Полл оказались невероятно близки к Михоэлсу и его театру, поскольку настоящее искусство всегда выходит за национальные, конфессиональные, социальные и прочие рамки. В ГОСЕТ приходили зрители, не имеющие отношения к еврейству и не знавшие идиша. На концерты Анн-Лиис Полл и Анто Петта можно смело отправлять людей, привыкших вздрагивать от одного словосочетания «современная музыка». Про кого-то из великих пианистов говорили: «Да, мажет мимо нот, но как гениально мажет!» Так вот, это точно не про Петта. Не очень понятно как (да и неважно), этот невероятный импровизатор умудряется каждую ноту сыграть внятно, каждый звук сделать осмысленным, а каждую фразу – музыкально необходимой. Что касается Полл, она помимо действительно выдающегося певческого мастерства обладает артистическим даром, которому может позавидовать драматическая актриса. То, что фестиваль закончился таким музыкальным событием, заставляет обсуждать его как явление живое, ищущее и развивающееся. А это не может не радовать.

В один из дней фестиваля мы побеседовали с его организаторами – художественным руководителем Культурного центра им. С. Михоэлса Ириной Горюновой и генеральным директором Центра Михаилом Глузом.

Ирина Горюнова. Это самый скромный фестиваль, а были масштабнейшие. Сокращение программ связано в первую очередь с финансированием: кризис есть кризис, но мимо этих дат – основания и уничтожения ГОСЕТа – мы пройти не могли. Хотя ситуация крайне, крайне тяжелая. А раньше у нас работали и секция кино, и секция хореографии. Борис Эйфман знаменитый «Мой Иеру¬салим» начал ставить к нашему первому фестивалю, а десять лет спустя он показал новую редакцию, опять-таки в рамках нашего форума. На третьем фестивале в 2000 году был большой конкурс клезмерской музыки, Оскар Фельцман был председателем жюри. Был кинофестиваль. Сейчас мы стараемся сохранить концепцию, но с точки зрения масштаба и количества все гораздо скромнее.

Вторая, после многожанровости, позиция, которую мы стараемся оставлять неизменной, – это премьеры. Мы первыми показали в Москве «Позднюю любовь», сейчас привезли «Тойбеле», отметили юбилей наших лауреатов – «Симхи» – коллективу исполнилось 20 лет...

М. В. Вы упомянули кризис, но разве имя Михоэлса не открывает любую дверь? Причем во всем мире?

Михаил Глуз. Да что вы! Тот мир, для которого имя Михоэлса – святыня, не имеет денег, мы приглашаем их бесплатно, для нас это миссия. Много общественных организаций: узников концлагерей, ветеранов войны. А новым русским и новым евреям... Им все равно.

М. В. Но список спонсоров у вас впечатляющий: Юрий Глоцер, Яков Уринсон, Александр Либерман, Андрей Хазин...

И. Г. Это люди, поддерживающие существование Центра. Ведь наша организация, с одной стороны, некоммерческая, а с другой – не получает государственного финансирования. А ведь помимо фестиваля мы подготовили и провели порядка 500 мероприятий: антитеррористический марафон в трех странах, встречи ветеранов из 13 стран, стараниями Михаила Семеновича (Глуза. – М. В.) был поставлен памятник расстрелянным членам Антифашистского комитета на Донском кладбище, ну и так далее.

М. Г. Еще мы выпускаем очень много книг, дисков. Издательская деятельность – наше приоритетное направление...

М. В. А как в члены попечительского совета вашего фестиваля попал Николя Саркози?

И. Г. Известный французский дирижер Миша Кац, участник наших международных проектов, передал нам письмо Саркози, в котором тот согласился войти в попечительский совет фестиваля имени Михоэлса. Это, скорее, моральная поддержка, хотя, конечно, очень важная для нас: мы не можем похвастаться тем, что в нашем попечительском совете есть президенты других стран.

М. В. В марте исполняется 120 лет со дня рождения Михоэлса. Как будете отмечать эту дату?

М. Г. Отметим обязательно, но как – пока не очень понятно. Скорее всего, проведем X фестиваль: начнем в Москве, а потом отправимся в регионы. Люди, которые каждый год приезжают из разных городов на наш фестиваль, очень просят, чтобы мы, в свою очередь, приехали к ним.

М. В. А с финансовой стороны на чью помощь рассчитываете?

М. Г. Да все те же: председатель попечительского совета МКЦ Андрей Хазин, Юрий Глоцер, Александр Либерман... Одной руки хватит, чтоб пересчитать.

М. В. Кто для вас Михоэлс в первую очередь – гениальный актер и постановщик, антифашист, еврей?

М. Г. Знаете, про Рахманинова говорили, что у него три свечи, зажженные с разных сторон. Так и Михоэлс для нас интересен всем сразу.
Майя Волчек

 
 
 
 
 

РИА-Новости
11/03/201013:30
В Москве откроется фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса

Международный культурный Центр имени Соломона Михоэлса открывает 15 марта московский международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса, посвященный его 120-летию, сообщили РИА Новости в пресс-службе центра.

Михоэлс вошел в историю мировой культуры как выдающийся артист, режиссер, художественный руководитель Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), служению которому он отдал 30 лет жизни. Творчество его было высоко оценено современниками, и его искусством восхищались Маршак, Оренбург, Козловский, Москвин, Немирович-Данченко, Шагал, Энштейн и Чарли Чаплин.

Творческая палитра Михоэлса простиралась от Шекспира до Шолома-Алейхема. А "Король Лир" и "Тевье-молочник" в трактовке великого артиста навсегда останутся в истории мирового искусства ХХ века. Судьба Михоэлса, как и каждого большого художника, жившего в эпоху тоталитарного советского режима, трагична. Народного артиста СССР, лауреата сталинских Государственных премий Михоэлса убили по личному приказу Сталина. Знаменитый певец Иван Козловский сказал о нем так: "Жизнь Михоэлса в искусстве является примером для грядущих поколений".

15 марта в день 120-летия Михоэлса на его бывшей гримерной в Московском драматическом театра на Малой Бронной (бывший ГОСЕТ) будет установлена мемориальная доска.

В театрализованном гала-концерте, который пройдет на этой сцене, примут участие известные мастера культуры, в числе которых Богдан Ступка, Владимир Зельдин, Владимир Андреев, Лев Дуров, Иосиф Кобзон, Геннадий Хазанов, Федор Чеханков, Михаил Глуз (гендиректор центра им.Михоэлса), а также выступит лауреат международных конкурсов, скрипач Саня Кройтор (Израиль), известный певец Яков Явно (США), певица Злата Раздолина (США) и артисты московского еврейского театра "Шолом", шоу-театра "Тум балалайка" и еще шоу-балета "Шарм".


 
 
 
 
 

Телеканал Россия Культура
09/03/2010 14:46
В гримерке на Малой Бронной появится доска памяти Соломона Михоэлса

Мемориальная доска памяти Соломона Михоэлса будет установлена 15 марта в его бывшей гримерной в Театре на Малой Бронной. В этом здании в течение тридцати лет располагался Государственный еврейский театр, которым руководил замечательный мастер сцены. Открытие памятного знака приурочено к началу Х Международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса, который посвящен 120-летию со дня его рождения.

В день установки памятной доски на сцене театра пройдет концерт "Свет блуждающей звезды", в котором примут участие известные мастера искусства. Отдать дань уважения памяти Михоэлса придут известные артисты, среди которых – Богдан Ступка, Владимир Зельдин, Владимир Андреев, Лев Дуров, Иосиф Кобзон. Свои номера подготовили к вечеру Геннадий Хазанов, Леонид Каневский, Федор Чеханков, артисты и музыканты из США, Израиля и других стран. Об этом сегодня сообщила художественный руководитель Центра имени Михоэлса, заслуженный деятель искусств России Ирина Горюнова. По ее словам, проведение региональной программы десятого фестиваля планируется в течение года в Саратове, Ижевске, Кирове, Костроме, Туле, Казани, Самаре и других городах страны.

Как отметил генеральный директор Центра, народный артист России Михаил Глуз, "для нас, деятелей культуры, посвятивших свою жизнь сохранению бесценного наследия Михоэлса, путеводными стали слова другого великого артиста – знаменитого певца Большого театра Ивана Козловского. Он был другом Михоэлса и отмечал, что "жизнь Соломона Михайловича в искусстве является примером для грядущих поколений. Духовное его значение и величие живут".


 
 
 
 
 

Телеканал РТР Программа «Вести»
16/03/2010 11:15

Он блистательно играл Лира

В Москве увековечили память Соломона Михоэлса. Мемориальную доску великому мастеру сцены установили в его бывшей гримерке в театре на Малой Бронной. В этом здании в течение нескольких десятилетий находился Государственный еврейский театр, которым руководил знаменитый актер и режиссер.

На нескольких квадратных метрах всеми любимые артисты пытались разместиться не ропща. "Что делать если у него была такая маленькая гримёрка", - говорили создатели Международного центра имени Соломона Михоэлса.

"Художественному руководителю Государственного еврейского театра Соломону Михоэлсу, в этом театре, которому он отдал тридцать лет жизни, на его бывшей гримёрной, мы открываем мемориальную табличку", - торжественно произносит Ирина Горюнова, художественный руководитель, главный режиссёр Международного культурного центра имени Соломона Михоэлса.

Там, где великий артист перевоплощался, то в короля Лира, то в молочника Тевье, сегодня входит в образ перед спектаклем Лев Дуров. Вспоминает, как однажды ему предложили роль Лира. Роль, которую блистательно играл Михоэлс.

"Но режиссёр, к сожалению, уехал в Израиль. И так постановка не была осуществлена. Но я, честно говоря, не жалею, потому что роль очень сложная. И даже после Михоэлса играть Лира было бы неловко", - вспоминает Лев Дуров, народный артист СССР.

Склонности к лицедейству у Михоэлса были природные, но родные никогда не одобряли его театральных устремлений. Михоэлс оказался перед сложным выбором - ему 28 лет, семья, да и нет никаких внешних актерских данных - мал ростом, некрасив. "Я бы с удовольствием сдал своё лицо в ломбард и потерял квитанцию", - говорил он о себе.

"Я буду читать стихи, там есть потрясающие строки Евтушенко: "с приплюснутым, почти боксёрским носом, но красотою гения красив" – так точно сказано", - говорит Леонид Каневский, народный артист России.

Жизнь Соломона Михоэлса оборвалась трагически в 1948-м. Несчастный случай или грузовик сбил артиста не случайно? Есть не мало доказательств, что его убили. Слишком яркий, талантливый и деятельный был человек.
Ирина Горбунова



 
 
 
 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню